Земельный надзор
С марта 2023 года благодаря внесению изменений в мораторий стало возможным, в том числе при осуществлении федерального государственного земельного контроля (надзора), проводить внеплановые выездные проверки по согласованию с органами прокуратуры в случае выявления индикаторов риска нарушения обязательных требований.
При этом, как и в 2022 году, преобладание профилактических мероприятий, а не контрольных (надзорных), в деятельности Службы сохранилось. Профилактические мероприятия составили 67% от всех проведенных контрольных (надзорных) мероприятий в части федерального государственного земельного контроля (надзора).
Основными проведенными профилактическими мероприятиями в части госземнадзора стали консультирования (по телефону, в режиме видео-конференц-связи) – 61 155 ед. На втором месте – выдача предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований (43 511 ед.).
В соответствии с положениями Закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» объявление предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований является профилактической мерой, и его объявление связано с наличием у контрольного (надзорного) органа сведений о готовящихся нарушениях обязательных требований или признаках нарушений обязательных требований и при отсутствия подтвержденных данных о том, что нарушение обязательных требований причинило вред (ущерб) охраняемым законом ценностям. Кроме того, объявление предостережения не возлагает на контролируемое лицо административную ответственность.
В целом за 2023 год территориальными управлениями Россельхознадзора помимо профилактических мероприятий проведено 58 957 контрольных (надзорных) мероприятий в отношении земель сельскохозяйственного значения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Обследовано 8,9 млн га земель, из которых 6,2 млн га проконтролировано в рамках мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (выездные обследования).
Нарушения обязательных требований земельного законодательства выявлены на общей площади 2,5 млн га.
Основным нарушением, выявляемым Службой из года в год, является зарастание участков сорной, древесной и кустарниковой растительностью и неиспользованием их для ведения сельского хозяйства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В 2023 году таких земель было выявлено – 2,4 млн га.
Вовлечение неиспользуемых участков в оборот
С декабря 2022 года вступили в силу изменения в части изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, который не используется по целевому назначению или используется с нарушением законодательства Российской Федерации.
В 2023 году Россельхознадзором выявлено 1 707 земельных участков общей площадью 114,2 тыс. га, которые могут быть изъяты у собственников земельных участков в судебном порядке. Землепользователям направлено 790 предписаний об устранении выявленных нарушений, из которых 60 предписаний исполнено (114 земельных участков площадью 4,5 тыс. га).
Россельхознадзором ведется планомерная работа с учетом положений моратория и Закона по подготовке и направлению в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта России материалов по земельным участкам, которые подлежат изъятию. В настоящее время инициированы процессы по изъятию через суд по 116 земельным участкам площадью 19,9 тыс. га.
Кроме того, до уполномоченных органов государственной власти субъекта и местного самоуправления также была доведена информация о необходимости расторжения договоров аренды в связи с ненадлежащим использованием земель арендаторами на общей площади 150,8 тыс. га.
Вторым по частоте выявления нарушением на землях сельхозназначения являются несанкционированные свалки. О работе в данном направлении расскажем в отдельном итоговом пресс-релизе.
Обнаруженные за 2023 год несанкционированные карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых занимают 1 451 га.
Землепользователями устранены нарушения на площади 398,6 тыс. га, из которых 320,7 тыс. га вовлечено в сельхозоборот.
Муниципальный земельный контроль
Нарушителями земельного законодательства России являются не только граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, но и органы местного самоуправления. При этом в соответствии с Земельным кодексом России органы местного самоуправления могут осуществлять муниципальный земельный контроль.
В связи с этим Россельхознадзором в формате видеоконференцсвязи совместно с Росреестром, а также заместителями глав субъектов России, руководителями органов исполнительной власти субъектов России 8 декабря 2023 года проведено совещание (https://fsvps.gov.ru/news/anton-karmazin-provel-soveshhanie-po-voprosam-federalnogo-i-municipalnogo-zemelnogo-kontrolja/) по вопросу эффективного взаимодействия органов, осуществляющих федеральный и муниципальный земельный контроль.
На указанном совещании было отмечено, что несмотря на принимаемые Россельхознадзором меры по усилению взаимодействия с органами местного самоуправления по вопросам земельного контроля (1,4 тысячи совещаний), уровень осуществляемых мероприятий в рамках муниципального земельного контроля остается на крайне низком уровне.
В рамках реализации постановления Правительства России от 21.09.2020 № 1509 в территориальные управления Россельхознадзора поступило более 2 тыс. заявлений об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на площади более 240 тыс. га от правообладателей земельных участков в 63 субъектах Российской Федерации. В отношении 660 земельных участков на площади более 54 тыс. га были приняты положительные решения.
Для удобства контролируемых лиц, а также с целью минимизации возможных проблем Минцифры России совместно с Россельхознадзором разместили в открытом продуктивном контуре федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» по ссылке https://www.gosuslugi.ru/624502 интерактивную форму заявления об использовании земельного участка в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, предусмотренную Положением[1].
[1] постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1509