По результатам переговоров между Россельхознадзором и компетентным ведомством Республики Казахстан, а также работы, проводимой российской и казахстанской сторонами, были отменены временные ограничения на ввоз в Казахстан и транзит через территорию этой страны из Республики Алтай, Курганской, Новосибирской областей, Алтайского края свинины и свиноводческой продукции. Запрет действовал с декабря 2020 года, он был связан с неблагоприятной эпизоотической ситуацией по АЧС в Российской Федерации.
Отменено также ранее введенное ограничение на транзит через Саратовскую область Российской Федерации из благополучных территорий третьих стран и государств-членов ЕАЭС свиноводческой продукции. Запретительная мера действовала в связи с регистрацией ранее в субъекте африканской чумы свиней.
При этом сохраняются временные ограничения на ввоз и транзит через Казахстан из перечисленных выше регионов России живых животных.
Сохраняет свое действие и запрет на поставки свинины, свиноводческой продукции, живых свиней в Казахстан из Тюменской, Челябинской и Астраханской областей. Стоит подчеркнуть, что в этих субъектах вспышки АЧС не регистрировались в течение последних 36 месяцев, законодательство ЕАЭС, а также международное законодательство предусматривает в данном случае отмену ограничительных мер.
Кроме того, не отменены ранее введенные временные ограничения на ввоз в Казахстан животноводческой продукции из ряда российских регионов, где были зарегистрированы вспышки гриппа птиц, болезни Ньюкасла, оспы овец и коз, несмотря на то, что Россельхознадзор предоставил информацию об отсутствии очагов заболеваний.
В связи со сложившейся ситуацией продолжается диалог с казахстанской стороной, в том числе и на площадке Евразийской экономической комиссии, куда Служба обратилась по указанному вопросу.
Единая система прослеживаемости при торговле животноводческими товарами на территории ЕАЭС, обеспечиваемая за счет интеграции информационных систем в области ветеринарного контроля, помогла бы решению возникающих проблем, в том числе в области отмены временных ограничений, признания регионализации по болезням животных государств-участников Союза. Однако принятию такой единой системы препятствует деструктивный подход Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) к интеграции информационных систем ЕАЭС. Несмотря на то, что сроки реализации работы в рамках обеспечения обмена ветеринарными сопроводительными документами в электронном виде между странами Евразийского экономического союза ранее были предусмотрены к исполнению в 2015 году, до настоящего времени указанная работа не завершена.
Россельхознадзор и Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь разработали и согласовали с уполномоченными органами стран-членов ЕАЭС План реализации механизма учета и контроля перемещения подконтрольных товаров, следующих из Республики Беларусь в адрес предприятий-получателей стран ЕАЭС по территории Российской Федерации.
Завершение работ по Плану и введение Россельхознадзором механизма в промышленную эксплуатацию запланировано на конец июля 2021 года.