В период с 25 по 26 марта прошло 79 заседание Комитета ВТО по санитарным и фитосанитарным мерам. Мероприятие состоялось в формате видеоконференции.
Широкое обсуждение вызвала торговая обеспокоенность в отношении применяемых Китаем мер в связи с распространением COVID-19. К Российской Федерации, Австралии, США, Европейскому союзу и Канаде, которые выразили обеспокоенность, присоединились сразу несколько стран: Великобритания, Парагвай, Швейцария и Новая Зеландия.
По мнению стран–членов ВТО, применяемые меры чрезмерны, непрозрачны и не основаны на научных данных, так как в настоящее время нет доказательств того, что при перемещении на длительные расстояния вирус остается жизнеспособным.
Российская сторона также подчеркнула факт отсутствия научного консенсуса относительно возможности передачи COVID-19 через поверхность упаковки. Международные организации признают крайне низкую вероятность заражения человека через зараженные поверхности.
В ответной речи представитель КНР пояснил, что обнаружение китайскими учеными живого вируса на замороженной треске подтвердило возможность его передачи через замороженную продукцию. Также вирус COVID-19 был обнаружен на упаковке и контейнерах импортируемых в Китай креветок и куриных крылышек.
Обосновывая свои меры, китайская сторона ссылается на руководства ФАО и ВОЗ, а также статью 5.7 Соглашения ВТО по применению санитарных и фитосанитарных мер, согласно которой страны-члены Всемирной торговой организации вправе вводить временные меры при отсутствии достаточных научных данных. Китай подчеркнул, что в своих действиях соответствует принципу национального режима, поскольку предъявляет подобные требования и к национальным операторам торговли.
Кроме того, была повторно поднята обеспокоенность в связи с принятием новых требований ЕС в отношении композитной продукции.
Сразу несколько стран (Австралия, Российская Федерация, Тайвань, Китай, Япония, США, Филиппины, Новая Зеландия) отметили, что ЕС применяет излишние требования к композитной продукции низкого риска, что не имеет достаточного научного обоснования.
Страны также обеспокоены отсутствием переходного периода для применения новых документов на отдельные виды композитной продукции, которые ранее такими документами не сопровождались.
С российской стороны было предложено пересмотреть новые правила ЕС — исключить их применение в отношении композитных товаров низкого риска.
Представитель ЕС пояснил, что Европейской комиссией уже предусмотрен большой список продуктов, который не будет подлежать контролю на границе. Также рассматривается возможность пересмотра правил в отношении композитной продукции, содержащей желатин и коллаген, а также композитной продукции, содержащей молочные продукты, поступающие в ЕС из стран, которым разрешено экспортировать данную продукцию.
Российская Федерация повторно присоединилась к обеспокоенности ЕС к Южной Корее в отношении ограничений на импорт говядины, свинины и птицы в связи со вспышками АЧС, гриппа птиц и коровьего бешенства. Представитель РФ отметил, что российской стороной была направлена вся необходимая информация для проведения оценки риска и признания регионализации территории Российской Федерации по гриппу птиц и АЧС.
Однако позиция корейских коллег остается неизменной: вопрос допуска российской свинины и птицы на корейский рынок может быть рассмотрен после улучшения эпизоотической обстановки на всей территории России, несмотря на то, что Кодекс здоровья наземных животных МЭБ устанавливает международные стандарты по регионализации и допускает импорт продукции из неблагополучных регионов при выполнении определенных условий.
В отношении импорта говядины Корея проводит оценку рисков в отношении 3 российских регионов. Корейская сторона выразила готовность продолжить обсуждение указанных вопросов в двустороннем порядке.
На текущем заседании СФС-Комитета Российская Федерация озвучила торговую обеспокоенность к Малайзии. Представитель Российской Федерации сообщил, что Россельхознадзор не получил ответа на запросы, направленные в адрес Малайзии, о предоставлении ветеринарных требований (по молочной продукции) и согласовании ветеринарных сертификатов (на свинину, мясо птицы, говядину и молочную продукцию). Также не была получена и позиция малазийской стороны относительно возможности доступа на рынок птицеводческой продукции, живого крупного и мелкого рогатого скота, по которым в 2019-2020 годах были подготовлены и отправлены ответы на соответствующие вопросники. Запросы на проведение двусторонних встреч также остались без ответа со стороны Малайзии, что является затягиванием процедур, согласно СФС-Соглашению ВТО.
Представитель Малайзии заявил о готовности к взаимодействию в двустороннем порядке.
Российская сторона в очередной раз подняла вопрос об экспорте российской животноводческой продукции в Индию, несмотря на прогресс во взаимодействии с иностранной компетентной службой в части процедуры доступа на индийский рынок непищевого сырья животного происхождения и кормов.
В настоящее время отсутствует решение индийской стороны о признании регионализации территории Российской Федерации по гриппу птиц и о возможности экспорта в Индию безопасной продукции птицеводства, хотя все обоснования у индийской ветслужбы имеются.
Индийская сторона необоснованно затягивает процедуру согласования ветеринарных сертификатов на мясо птицы и продуктов из мяса птицы (субпродукты), а также рыбную продукцию.
Кроме того, Российская Федерация поддержала обеспокоенность Канады в отношении фумигационных требований Индии по обработке зернобобовых метил бромидом. Подобная озабоченность высказывалась со стороны России на предыдущих 77-ом и 78-ом заседаниях СФС-Комитета в июне и ноябре 2020 года соответственно.
В свою очередь Индия подняла торговую обеспокоенность в отношении применяемой в России процедуры для получения права экспорта рыбы и рыбопродукции, которая включает в себя инспекции предприятий- экспортеров.
Российская сторона пояснила, что включение новых предприятий в Реестр экспортеров возможно после проведения инспекций, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 9 октября 2014 года № 94. Россельхознадзор направлял в компетентный орган Индии предложение провести инспекции рыбоперерабатывающих предприятий, а также запрос об актуализации уже действующего списка. Однако ответ на данные запросы от индийской стороны не поступал.
В рамках 79-го СФС-Комитета представители Россельхознадзора провели двустороннюю встречу с Советником по сельскому хозяйству миссии Республики Филиппины при ВТО. Российская сторона подняла вопросы допуска российской свинины и говядины на филиппинский рынок. Также было озвучено, что Россельхознадзор ожидает от филиппинской стороны ответов на запрос проведения переговоров.
Филиппинская сторона в свою очередь подняла вопрос расширения перечня своих предприятий по производству рыбо- и морепродукции, имеющих право на поставки подконтрольных товаров в Россию.
Стороны договорились продолжить диалог по всем вышеуказанным вопросам, в том числе в рамках очередного заседания Совместной Российско-Филиппинской Рабочей группы по вопросам сельского хозяйства. Для осуществления конструктивного диалога Россельхознадзор ожидает проведение консультаций на уровне специалистов в области ветеринарии.